Виктор Николаевич Черников, адвокат, руководитель арбитражной практики МКА «Инконсалт», в интервью изданию «Адвокатские Вести России» рассказал о деле по защите чести, достоинства и деловой репутации известного предпринимателя, вокруг которого несколько лет назад в СМИ и интернете была начата массовая кампания по дискредитации.
Несколько лет назад в СМИ и интернете была начата массовая кампания по дискредитации одного весьма известного предпринимателя. Полный букет ложных обвинений: незаконная деятельность, коррупция, «серые» схемы «распила» муниципального бюджета, имена и фамилии «подельников», красивые графики и т.д., и т.п. Под угрозой оказались не только его доброе имя, но и бизнес – множество проверок со стороны надзорных и правоохранительных органов почти парализовали деятельность предприятия.
В 2019 году, когда я взялся за защиту его личности, достоинства и репутации, были предприняты попытки досудебного урегулирования спора, оставшиеся без ответа. Лингвистические экспертизы подтвердили порочащий характер сведений и их направленность.
Однако вместо опровержения кампания в прессе продолжилась. Издание стало активно защищать свои интересы, сделав все возможные заявления и ходатайства. Кроме того, они публично призвали коллег-журналистов оказать им поддержку, что можно рассматривать как давление на суд.
В результате рассмотрения дела исковые требования предпринимателя были частично удовлетворены горсудом. Суд обязал опубликовать решение суда, удалить статьи из интернета, взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда и судебные расходы. Все бремя ответственности было возложено на главного редактора СМИ, как несущего по закону ответственность за содержание.
Важный момент – это СМИ не было зарегистрировано в качестве юрлица, а публикации выходили от имени редакции. Поэтому суд отказал в привлечении к ответственности его учредителя. Я не согласился с частичным отказом в иске к учредителю СМИ, решение было обжаловано в апелляционном порядке.
Московский областной суд признал жалобу обоснованной. Мне удалось доказать, что учредитель СМИ в данном деле должен быть также привлечен к ответственности. СМИ зарегистрировано в Роскомнадзоре в установленном законом порядке. Согласно ст. 56 Закона РФ «О СМИ» учредители несут ответственность за нарушения законодательства. Надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются как авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, так и лица, распространившие эти сведения, например, СМИ – автор и редакция.
Если имя автора не указано и статья редакционная, надлежащим ответчиком по делу является редакция. Если же она не является юрлицом, то в качестве ответчика может быть привлечен учредитель СМИ. Суд апелляционной инстанции поддержал обоснованность моих доводов, и учредитель СМИ также был привлечен судом апелляционной инстанции к материальной ответственности в пользу предпринимателя!