Михаил Николаевич Тарасов, адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы «Инконсалт», выступил экспертом в статье интернет-агентства «Текстерра» и ответил на вопросы о том, что может послужить поводом для блокировки страниц сайта прокуратурой в связи с внесением изменений в Федеральный закон.
Решать, блокировать ли страницу, теперь будет не суд, а прокуратура. Это следует из подписанного Президентом России закона. Такой путь позволяет избежать судебных разбирательств, то есть делает защиту чести и достоинства проще, быстрее, дешевле.
Вопрос: Мы публикуем статьи с участием экспертов. Теперь если кому-то из «героев» не понравится материал, он может потребовать его заблокировать через Роскомнадзор?
Возможность блокирования статьи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» законодатель по смыслу Федерального закона от 01.07.2021 N 260-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – ФЗ) увязал со следующими взаимосвязанными обязательными условиями:
В таком случае физическое лицо с 12 июля 2021 года факультативно к возможностям защиты своего доброго имени, в порядке, установленном статьями 19, 150, 152, 1100, 1251, 1266 Гражданского Кодекса РФ, в случае ее неудаления вправе направить прокурору субъекта Российской Федерации по месту своего жительства заявление о принятии мер по удалению указанной информации и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию.
К 12.07.2021 Генеральная прокуратура РФ должна издать организационно-распорядительный документ, определяющий порядок принятия, рассмотрения и разрешения подобного рода заявлений. Это будет либо новый приказ, либо приказ о внесении изменений и дополнений к действующему приказу Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 г. N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации".
На мой взгляд, чрезмерно нагруженные в настоящее время всевозможными дублирующими функциями органы прокуратуры после принятия внутреннего документа, регламентирующего порядок рассмотрения заявлений подобного характера, основное внимание в данной сфере будут уделять больше «политизированным» заявлениям. В любом случае правоприменительная практика в этой области правоотношений будет формироваться в течение полутора-двух лет. Нынешние объемы работы органов прокуратуры, а рассмотрением таких заявлений будут скорее всего заниматься либо управления (отделы) по надзору за исполнением федерального законодательства (так называемая «семерка»), либо отделы по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму (так называемый «27 отдел»), не позволит рассматривать все заявления, формально подпадающие под требования поименованного закона. Органы прокуратуры будут реагировать только на заявления соответствующие требованиям ст. 15.1-2 ФЗ, а также ведомственного приказа.
Вопрос: У нас на сайте есть веселые фотки членов команды. Если кто-то уволился, а фотку мы не удалили, он может потребовать заблокировать страницу?
Полагаю, что «веселые» фотоизображения членов трудового коллектива явно не свидетельствуют о совершении уволившимся работником какого-либо преступления, в противном случае, если фотоизображение порочит честь и достоинство работника - физического лица или подрывает его репутацию, он может потребовать заблокировать страницу.
Вопрос: Мы опубликовали рейтинг самых плохих производителей на основе опроса внешней компании. Генеральный директор производителя может потребовать заблокировать нас?
Нет, компания, по которой вы проводили исследование рынка по тем или иным показателям, относится к юридическим лицам. А ФЗ регламентирует возможность подачи «заявления на блокировку» только физическим лицом, в отношении которого опубликована недостоверная информация, порочащая честь и достоинство гражданина (физического лица) или подрывающая его репутацию и она должны быть связана с обвинением гражданина (физического лица) в совершении преступления.
Вопрос: Мы размещаем материалы, которые написаны с юмором. Например, можем использовать слова «потопал» а не «пошел». Это повод блокировать страницу?
Действующая правоприменительная практика к подобного рода словам-синонимам по смыслу их словообразования не относится как к порочащим честь и достоинство, а уж тем более ничего связанного с обвинением в совершении преступления в них не усматривается – повода блокировать Интернет-ресурс не имеется.
Вопрос: Наши материалы комментируются, и часто читатели высказывают свое мнение без мата, но оценочно. Станут ли комментарии поводом для закрытия страницы?
Комментарии как таковые носят производный от самого первичного материала характер, все будет зависеть от наличия в них трех обязательных для блокирования составляющих: недостоверность; порочащий честь и достоинство или подрывающий репутацию характер; обвинение в совершении преступления.
Вопрос: Сравнивая конкурирующие продукты, мы указываем как их достоинства, так и недостатки. Как теперь лучше подавать недостатки, чтобы нас не заблокировали? Может использовать слова «возможно», кажется», «вероятно» и тому подобные?
Главное избегать в публикациях в отношении индивидуальных предпринимателей (это тоже физические лица) наличия трех обязательных для блокирования сайта составляющих: недостоверность; порочащий честь и достоинство или подрывающий репутацию характер; обвинение в совершении преступления.
Вопрос: Если человек себя опозорил сам действиями или заявлениями, а мы только это опубликовали и описали, имея доказательства (фото, видео, аудио), то может ли этот человек получить поддержку прокуратуры и Роскомнадзора?
В таком случае получить поддержку прокуратуры и Роскомнадзора данный человек не сможет, поскольку в случае наличия у редакции достоверных доказательств (к примеру видеозапись факта совершения преступления и постановление правоохранительного органа о возбуждении уголовного дела по данному факту) обязательный признак для блокировки – недостоверность отсутствует.