Адвокатское сообщество столкнулось с новой для себя проблемой – кражей личных данных действующих защитников, из которых потом делаются фальшивые интернет-сайты. Потом на них сразу же начинают поступать жалобы от обиженных или обманутых клиентов. Мошенники просто пользуются персональными данными, которые находятся в открытом доступе. По словам экспертов, число подобных инцидентов увеличивается, что подрывает доверие ко всей адвокатуре. И уже появились подозрения, что это каким-то образом может быть связано с появлением и развитием конкурирующей юридической структуры – бесплатных государственных бюро.
В Федеральной палате адвокатов (ФПА) заявили об участившихся случаях мошенничества с персональными данными защитников. У тех из них, кто попал в разработку, рассерженные обманом граждане уже стали требовать возвращения денег за неоказанные услуги. Схема, как выяснила «НГ», весьма проста: злоумышленники ищут клиентов в Сети, используя для этого сведения о реально действующих адвокатах, в том числе их номера в официальном реестре, но, правда, меняют настоящие фото на фейковые.
Например, в Адвокатской палате Санкт-Петербурга сообщили о первых попытках мимикрии под существующие адвокатские бюро. По словам экспертов, с такими случаями сложно бороться и тем более найти действительно виновных в мошенничестве. В то же время все это очевидно бросает тень на всю российскую адвокатуру, заставляя людей сомневаться в ее надежности. Адвокат Алексей Гавришев объяснил «НГ», что персональные данные адвокатов, в связи с гласностью этой профессии, действительно находятся в открытом доступе. Так что «любой человек без всяких ограничений может воспользоваться ими по своему усмотрению». Поэтому неудивительно, заметил он, что защитники в последнее время нередко становятся жертвами мошенников, причем довольно мелких, «судя по суммам, которые такие псевдоадвокаты получают от своих жертв». Но каждый из таких случаев влечет за собой «огромные репутационные риски» не только для конкретного юриста, а для всей адвокатской корпорации. Как выразился Гавришев, это вызывает «неблагоприятные ассоциации и подрывает веру в порядочность защитников». И предпосылок к прекращению или хотя бы сокращению инцидентов пока не видно, пояснил эксперт.
Вице-президент ФПА Елена Авакян объяснила «НГ» такие случаи исключительно коммерческим интересом мошенников, которые «в условиях экономической нестабильности постепенно теряют прежние сферы по обману граждан». Уже не так просто обмануть человека, заставив его сообщить номер банковской карты и пин-код к ней, а вот «в области оказания юридической помощи просвещение населения очень низкое», подчеркнула она. Так что, по ее словам, «попытки паразитировать на имени адвоката или адвокатского образования периодически случаются».
Как сказал «НГ» вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов, речь идет вовсе даже не о единичных случаях. Еще в 2020-м в ФПА начали поступать письма взволнованных граждан с вопросами, а когда же адвокат приступит к исполнению поручения. В 2021-м мошенники уже подделали сайт, якобы принадлежащий действующему адвокатскому образованию, где в разделе «наша команда» содержались данные юристов. Пока сложно оценить масштаб проблемы, пояснил Кузнецов, но очевидно, что такой способ мошенничества является достаточно новым и в то же время простым в реализации. Поскольку псевдоадвокаты прикрывают свои действия личностями реальных, это обеспечивает им в некоторой степени безопасность, в то же время повышает к ним доверие потенциальной жертвы «в силу отношения к статусу адвоката как к чему-то такому, что автоматически свидетельствует о профессионализме его обладателя». В то же время сделать данные реестра адвокатов закрытыми – тоже не выход, это лишь повысит их ценность для мошенников.
Все это, подтвердил Кузнецов, причиняет «определенного рода вред адвокатуре». При этом данные события происходят не в самое удачное для нее время. А именно – как раз тогда, когда Минюст активно продвигает идею о создании по всей стране конкурирующих структур – бесплатных государственных юрбюро. Очевидно, что возможность получения бесплатной юрпомощи чревата финансовыми потерями для нынешних защитников просто вследствие оттока клиентов. Так что, считает Кузнецов, «с учетом имеющейся на настоящий момент проблемы мошенничества с персональными данными адвокатов перспектива создания такой «государственной адвокатуры» может предстать в глазах граждан в еще более положительном свете, обеспечивая ей большую конкурентоспособность».
Впрочем, доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин РЭУ им. Плеханова Екатерина Арестова убеждена, что в такой ситуации может оказаться любой человек, чьи данные размещены в открытом доступе, а профессиональная деятельность предполагает получение вознаграждения непосредственно от клиента. Но поскольку злоумышленники используют фальшивые сайты, не имеющие отношения к адвокатуре, то на ее престиже это по идее никак не должно отразиться, заявила она. Поскольку в данном случае адвокаты и сами стали жертвой предприимчивых граждан, «которые все чаще клонируют также и сайты крупных банков, интернет-магазинов, авиакомпаний, турбюро и других, чтобы невнимательные граждане переводили деньги преступникам». «Но это же не является основанием для предъявления претензий к соответствующим подлинным структурам», – подчеркнула Арестова.
Председатель московской коллегии адвокатов (МКА) «Инконсалт» Алексей Кирсанов согласен, что речь идет об общей «большой проблеме мошеннического использования персональных данных граждан». «То, что для обмана используются открытые данные адвоката, по сути, мало отличается от использования любых других сведений – как открытых, так и конфиденциальных, например о банковских счетах и картах», – пояснил эксперт. И хотя последствия для адвокатов неприятны им с моральной точки зрения, однако правильнее ставить вопрос о причине, а не о следствии противоправных действий. А причина, уверен он, кроется в чрезмерной доверчивости людей и элементарной правовой безграмотности попавшихся на такую удочку. «Не мешает все-таки разъяснять тем же гражданам, что оплата услуг адвоката проводится только на основании заключенного с ним соглашения, при котором необходимо проверить удостоверение адвоката», – напомнил Кирсанов.