Алексей Юрьевич Кирсанов, председатель МКА «Инконсалт», дал комментарий «Независимой Газете» по поводу участившихся случаев объявления в СИЗО и колониях санитарных дней, под предлогом которых защитников не пускают к доверителям.
Несмотря на сомнительную законность таких действий, прокуратура обычно закрывает на это глаза, но вот в судах оспорить запреты иногда удается. Как стало известно «НГ», недопуск юристов к подзащитным объясняется заботой о здоровье граждан, однако благородная цель – борьба с распространением ковида в предыдущие годы – не приводила к полному блокированию тюремных заведений.
Когда тот ли иной адвокат приезжает в СИЗО или колонию, в дежурной части его просят немного подождать, а потом объявляют, что к доверителю его не пустят якобы «по причине проведения санитарного дня». При этом следователи и прокуроры в пенитенциарные заведения проходят беспрепятственно. Защитники настаивают, что дезинфекционные мероприятия в рамках антикоронавирусных мер – в соответствии с требованиями постановления главного санитарного врача ФСИН России от июня 2021 года № 422 – не могут препятствовать встрече адвокатов с заключенными, то есть такие действия сотрудников незаконны. И это, главное, потом, собственно, подтверждается и в судах, если юристы решают все-таки искать правды.
Председатель московской коллегии адвокатов «Инконсалт» Алексей Кирсанов подтвердил «НГ», что недопуск защитников в изоляторы и тюрьмы под предлогом санитарных мероприятий «носит далеко не единичный характер». «Вне всякого сомнения, у сотрудников пенитенциарных учреждений существует обязанность по сохранению жизни и здоровья лиц, содержащихся под стражей, она регламентирована массой ведомственных инструкций и приказов. Однако эта задача не может решаться за счет ущемления прав на защиту», – настаивает он. Но именно за неисполнение ведомственного приказа тот же сотрудник СИЗО будет наказан, а вот за недопуск адвоката – вряд ли. При этом Кирсанов отметил, что вообще-то даже во время действия самых жестких ковид-ограничений свидания с защитниками в СИЗО проводились – через стекло и телефонную трубку. «И все понимали, что это необходимая мера. Но как тогда можно объяснить, что по письму, звонку или другой заявке следователям для работы с арестантами и тогда предоставлялся кабинет без стеклянной перегородки?» – напомнил он.