К адвокату коллегии Тарасову М.Н., ранее также проходившему службу в органах прокуратуры, обратились ряд сотрудников органов прокуратуры, проходящих службу на различных должностях в нескольких субъектах Российской Федерации, за оказанием юридической помощи по вопросу о нарушении их прав в области пенсионного обеспечения.
Тарасов М.Н. разобрал правовую ситуацию и выступил в защиту прав сотрудников прокуратуры предпенсионного возраста.
В рамках оказания юридической помощи сотрудникам прокуратуры, которые свои персональные данные попросили оставить под защитой требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" – адвокатская тайна, и не раскрывать их, опасаясь возможных негативных последствий по службе, дав согласие на публикацию существующей проблемы, установлено следующее:
Действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, не соответствуют требованиям федерального законодательства и требуют внесения изменений.
Так, в силу ч.1 и ч.2 ст. 14 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №58-ФЗ) стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.
В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей включаются продолжительность государственной службы других видов.
Согласно пункту 1.1 Положения исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 942, в выслугу лет для назначения пенсии засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, в том числе в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы исключительно в Министерстве юстиции Российской Федерации, его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти.
При этом приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 09.04.2015 №161 в выслугу лет для назначения пенсии бывшим работникам прокуратуры Украины, поступившим на службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации, подлежат безусловному зачету периоды службы во всех должностях государственных служащих при условии наличия высшего юридического образования.
Данные нормы ограничивают права работников органов прокуратуры, ставя в приоритетное положение государственную службу Украины перед государственной службой Российской Федерации, нарушают установленные Федеральным законом №58-ФЗ принципы федерализма, призванного обеспечивать единство системы государственной службы, равного доступа граждан к государственной службе, а также принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
Подавляющее большинство сотрудников прокуратуры осуществляют свои служебные полномочия, не считаясь с личным временем, ежедневного испытывают колоссальную психоэмоциональную нагрузку, что не может не сказываться на их здоровье. Данные обстоятельства должны быть также учтены в разрешении вопроса о возможности получения ими пенсионного обеспечения, поскольку право на получение пенсии также принадлежит и сотрудникам, продолжающим служить в органах прокуратуры.
В целях оказания квалифицированной юридической помощи доверителям – сотрудникам органов прокуратуры РФ, для обеспечения их конституционных прав по государственному пенсионному обеспечению по выслуге лет адвокатом, в силу наличия обстоятельств, требующих непосредственного вмешательства Генерального прокурора Российской Федерации, в адрес последнего направлено обращение о необходимости рассмотреть вопрос нормативного закрепления вопроса включения в выслугу лет для назначения пенсии всем работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации периодов службы в должностях государственных служащих при обязательном условии наличия высшего юридического образования.
Адвокат и его доверители с надеждой ожидают результатов внимательного рассмотрения обращения Генпрокурором Красновым И.В. и надлежащее реагирование на существующую проблему, касающуюся большого количества подчиненных ему сотрудников.
К слову говоря, в случае внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты Генеральной прокуратуры РФ, регламентирующие порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры, вышедшие на пенсию сотрудники также получат возможность увеличить выслугу и получить доплату.